ru/ en
АО ТПО Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького
Москва, ул. С. Эйзенштейна, 8

Киностудия имени Максима Горького отмечает свое столетие реорганизацией

Киностудия имени Максима Горького отмечает свое столетие реорганизацией

В "Российской газете" опубликовано интервью с генеральным директором Киностудии им. М. Горького – Сергеем Анатольевичем Зерновым. 

Этот год для Киностудии стал особенно знаменательным. Помимо празднования 100-летия, происходит масштабная реорганизация и слияние нескольких структур. 

О предстоящих планах: подготовке мероприятий празднования юбилея, создании анимационного подразделения, развитии направления семейного кино и многом другом.

Киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького в этом году исполняется 100 лет. У нас нет ни одной другой студии в стране, которая бы проработала столь долгое время. Например, "Мосфильму", одной из крупнейших и старейших киностудий, в прошлом году исполнилось 90. Помимо ряда мероприятий, посвященных столетию, на киностудии Горького происходит большое событие - она реорганизуется. Масштабная реорганизация включает в себя слияние нескольких структур, и уже в конце марта новое предприятие продолжит работу. Подробнее об этом рассказал "РГ" Генеральный директор киностудии Сергей Зернов.

Сергей Анатольевич, что за перемены происходят в структуре знаменитой студии? В киномире сегодня обсуждают слияние ряда компаний?

Сергей Зернов: Идея о ее реорганизации в форме присоединения появилась года полтора назад. Наша киностудия так же, как "Ленфильм", "Мосфильм", "Союзмультфильм", является базовой студией отечественной киноиндустрии, к тому же она имеет огромные традиции и историю (в этом году мы празднуем столетие). Именно поэтому министерством культуры было принято решение, что киностудия должна быть сохранена. Тем более что она востребована: у нас снимаются и фильмы, и телепрограммы, и сериалы.

Когда именно было принято решение сохранить киностудию?

Сергей Зернов: Около полутора лет назад, осенью 2013 года, было проведено совещание в министерстве культуры, где и решили сохранить киностудию как отраслеобразующее предприятие. Естественно, встал вопрос, каким образом ее модернизировать. За последние годы мы смогли привести студию в приличный вид и оказываем услуги на хорошем уровне. За счет собственных средств были приведены в порядок съемочные павильоны, отремонтированы производственные помещения… Но этого недостаточно. Для серьезной модернизации денег в бюджете нет, и министерство культуры со своей стороны выделить их не может. Поэтому было проведено совместное совещание министерства культуры, руководства киностудии и Росимущества. И на нем было принято решение о присоединении к киностудии других предприятий. Это Центр национального фильма (ЦНФ) - бывший "Центрнаучфильм", его филиал "Леннаучфильм" и НИКФИ - Научно-исследовательский кинофотоинститут. Нам было поручено разработать концепцию создания многопрофильного кинематографического центра. Министр культуры Владимир Ростиславович Мединский очень активно поддержал эту идею, за что мы ему очень благодарны.

Как это может помочь развиваться киностудии и для чего это нужно?

Сергей Зернов: Реорганизация поможет решить вопросы с финансированием и эффективным управлением госимуществом. У каждого предприятия есть свои непрофильные активы, которые все равно были бы реализованы. Если бы они реализовывались Росимуществом, то эти платежи ушли бы в бюджет. Для госбюджета это небольшой объем, но для кинематографической отрасли достаточно серьезные деньги, которые могут пойти на реконструкцию студии. Вот, собственно, с таким предложением - реализовать непрофильные активы - мы и вышли. И получили личную поддержку руководителя Росимущества Ольги Константиновны Дергуновой.

Мы проходили большой этап, связанный с разработкой этой концепции. Далее была утверждена "дорожная карта" реорганизации. В мае 2014-го прошло совещание под председательством вице-премьера Ольги Юрьевны Голодец, на котором заслушивались все стороны. Определенную сложность представляло то, что ЦНФ, в состав которого входит "Леннаучфильм", был уже включен в прогнозный план приватизации. Позже правительство исключило ЦНФ из прогнозного плана приватизации. А 31 декабря прошлого года вышло распоряжение Росимущества о реорганизации студии. Существует ряд процедур, который связан с присоединением - этот процесс занимает не менее трех месяцев. И мы надеемся, что в первых числах апреля этого года уже будет функционировать новое предприятие.

И что это будет?

Сергей Зернов: Это будет киностудия имени Максима Горького с несколькими подразделениями. Одни из них будут носить автономный характер и существовать в виде филиалов. Другие в виде обособленных подразделений в силу специфики, удаленности и так далее. Но при этом мы взяли на себя обязательства сохранения направлений деятельности и брендов этих предприятий, их замечательной истории. Каждое из них в свое время выпускало фильмы, которые получали много наград, на них работали выдающиеся кинематографисты, и, конечно же, эта история не должна быть забыта.

А поскольку мы позиционируем студию Горького как многопрофильный центр, мы бы хотели сохранить и игровое кино, и документальное, и анимацию, и научную деятельность, которую, в частности, сейчас развивает и поддерживает НИКФИ. У них даже есть технический "Оскар" за стереокино, которое было предшественником 3D технологий. Этот "Оскар" был получен в 1991 году, и в НИКФИ этим вопросом занимаются до сих пор.

Киностудия имени Максима Горького была своего рода новаторским плацдармом в кино...

Сергей Зернов: Да, здесь был снят первый фантастический, первый звуковой, первый цветной и первый стереоскопический фильмы. Стереоскопический, кстати, был сделан еще до войны, это 1939 - 1940 годы. На студии проходили апробации все эти открытия, новации, которые НИКФИ же и создавались.

Сейчас у НИКФИ очень интересное новое направление - тифлокомментирование. Оно связано с адаптацией фильмов для слепых и глухих. На копии фильма создается специальная дорожка, где для слепых, например, рассказывается все, что происходит в кадре. Это очень интересная технология, и делается она достаточно кропотливо, потому что по существу словами диктор старается передать атмосферу фильма. Таким образом, любой человек с ограниченными зрительными возможностями может прийти в кинотеатр, попросить дорожку тифлокомментирования, взять наушники и сидеть со всеми - смотреть кино. Для тех людей, которые не слышат, делается специальная дорожка с субтитрами и слабослышащие также могут находиться со всеми в зале. Для этого нужна специальная техника. Практически ни один зал у нас в стране такой техникой не обладает. Но вот сейчас министерство культуры совместно с Госфильмофондом выступили с инициативой, и такой техникой будет оборудован столичный кинотеатр "Иллюзион".

А что касается Центра национального фильма?

Сергей Зернов: Мне эта студия особенно дорога, потому что с 2003 по 2008 годы я был там директором. Тогда удалось сохранить эту студию и вывести ее на хороший производственный уровень. Мы сохраним всю творческую, креативную и производственную составляющие. И сегодня мы уже готовим совместные проекты на соискание субсидий в министерство культуры. Речь о неигровом и научно-популярном кино.

Но сама студия имени Максима Горького занимается напрямую игровым кино?

Сергей Зернов: Мы продолжим работать в направлении семейного кино. Например, фильм "Дочь" был снят киностудией после длительного перерыва, потому что с 2006 года тут собственных картин не снимали. Мы начали работу над фильмом в 2011 году, и этот проект оказался успешным - получил более 18 призов на российских и международных фестивалях. Картину приобрел Первый канал для телепоказа. У нее достаточно скромная прокатная судьба, потому что это авторское кино. Но тем не менее и на телевидении, и в Интернете фильм этот смотрят хорошо.

Недавно мы закончили еще один фильм - детский "Семицветик", режиссер Елизавета Трусевич. Он летом уже был на фестивалях в "Орленке" и в "Артеке". В "Орленке" он получил Гран-при, и в "Артеке" актерские призы. Сейчас мы ведем переговоры с телевидением о приобретении фильма.

И у нас есть молодежная картина по сценарию Олега Маловичко "Последнее лето". Режиссер Евгений Звездаков. Прежде чем фильм выпускать в прокат, мы хотим показать его на фестивалях. Посмотрим, как он будет встречен, и в зависимости от этого будем говорить с дистрибьюторами об его прокате.

Режиссер Иван Вырыпаев в интервью "РГ" рассказывал о новом проекте, который делает "под вашим крылом".

Сергей Зернов: Фильм только завершается - сейчас идут последние работы по звуку и титрам... Это давняя работа: я еще не руководил киностудией, а проект был уже в стадии обсуждения. Полтора года назад мы получили на него финансирование министерства культуры.

Правильно ли я поняла, что развитие детского кино одно из приоритетных для вас направлений?

Сергей Зернов: Так и есть. Ранее детское кино занимало порядка 20 процентов от общего объема производства фильмов на киностудии. А сейчас мы вывели его в приоритетное направление, поскольку длительный период времени это кино у нас вообще не было представлено и мы отчасти потеряли детского зрителя. Есть целое поколение, которое не смотрело национальное семейное кино, оно выросло на другом кинематографе. Да и само понятие детского кино претерпело определенную трансформацию, потому что сейчас дети возраста от 7 до 12 лет не ходят в кино одни. Идут в кинотеатр с родителями. И это накладывает определенную ответственность на производителя. Родители тоже хотят смотреть интересное кино. Значит, нам при создании фильмов нужно учитывать интересы и той, и другой части аудитории. Совсем недавно мы провели сбор заявок. Их было довольно много, но, к сожалению, из них мало интересных, которые в дальнейшем могут реализоваться в сценарии. Но тем не менее одну заявку реализовываем - мы сейчас находимся в производстве нового семейного фильма, его рабочее название "Детский мир", подназвание "Только в Новый Год!" Это семейная история про двух подростков, которые вынуждены праздновать Новый год в магазине детских игрушек.

Вы сказали, что у вас есть и анимация?

Сергей Зернов: У нас создается анимационное подразделение, и те проекты, которые мы инициируем, будет развиваться в нем. Мы ищем и формируем группу, которая вольется туда. Тут важны не только творческие кадры, но и управленческие.

В прошлом году мы получили небольшое количество средств от Фонда кино на начальный период производства полнометражного мультфильма "Штурман Лапчатый". Сценарист - Андрей Бережанский, который больше известен, как автор сериалов на Первом канале. Это история для семейного просмотра, она будет интересна и для детей, и для взрослых. Сейчас идет кропотливый подготовительный период, когда отрисовываются персонажи, фона, делается пилотный ролик. И сейчас с этим проектом мы выходим на заявку о дополнительном финансировании к Фонду кино. Говорили и с телеканалами. Сценарий понравился ВГТРК - он получил хорошие отзывы. Главный герой любит путешествовать, так что проект носит еще и познавательный характер - действие охватывает все регионы нашей страны.

Как все структуры, когда объединятся, будут функционировать с административной точки зрения?

Сергей Зернов: Все руководство и оперативное управление будет находиться на киностудии имени Максима Горького. Естественно, финансово все будет также сосредоточено там. У нас будет два филиала НИКФИ и "Леннаучфильм", и обособленное подразделение "Центр национального фильма". НИКФИ мы решили сохранить в форме филиала, потому что его деятельность связана с наукой, и это не прямое кинопроизводство. "Леннаучфильм" - филиал, потому что территориально он находится в другом городе и он необходим, чтобы предприятие функционировало оперативно. Что касается ЦНФ, он полностью попадает под кинопроизводственную базу, поэтому логично было его сделать обособленным подразделением.

Экономически все это будет одна структура?

Сергей Зернов: Да, одна. Все будет сосредоточено здесь. Мы начинаем подготовительные работы, связанные с развитием этой территории.

Не будете ли вы сокращать людей во время слияния?

Сергей Зернов: Определенная оптимизация будет. Мы сохраняем все творческие направления, и тут никого не сократим. Сокращаются подразделения, выполняющие дублирующие функции, например, объединяются отделы кадров - из трех отделов получается один. Понятно, что не может быть три бухгалтерии, будет одна.

Расскажите подробнее о строительстве и реконструкции.

Сергей Зернов: Сейчас в центральной части киностудии мы хотим строить новое здание, куда будут входить еще два павильона и административный корпус. Достаточно серьезной реконструкции будет подвержен наш трехпавильонный корпус, который устарел с точки зрения архитектурной, и его надо переделывать. Мы его будем надстраивать, реконструировать те павильоны, которые находятся внизу. И может быть, делать рядом дополнительную автостоянку.

Мы хотим также воссоздать музей киностудии - у нас есть много материалов, чтобы он занял достойное место в Москве. Этот музей включит в себя всю историю и НИКФИ, и "Леннаучфильма", и ЦНФ, и самой киностудии Горького.

Это будут большие помещения?

Сергей Зернов: Не очень. Мы хотим сделать музей в новом здании, которое будет строиться, потому что оно примыкает к краю территории, а в наших планах оборудовать независимый от зоны нашей киностудии вход. У нас все-таки пропускная система, а мы бы хотели, чтобы в музей был свободный доступ публики. Тем более что тут и ВДНХ рядом, и люди могли бы приходить в музей как в выходные, так и в любой другой день.

Утверждая новый проект реконструкции, мы словно утверждаем новое столетие киностудии. Это своего рода эмблематичный шаг, что именно в год столетия мы принимаем программу реорганизации. Это дает надежду, что еще сто лет киностудия Горького просуществует.

Как вы будете отмечать столетие?

Сергей Зернов: У нас есть целая программа. Одна из ее частей связана с представлением киностудии на различных кинофестивалях, которые проходят внутри страны. Мы выбрали наиболее крупные и значимые киносмотры. На каждом из них будет своеобразная страничка, где будут представлены фильмы из нашей золотой коллекции, в зависимости от тематики, от желания организаторов видеть какой-то определенный фильм, связанный с нашей громкой датой. Мы начинаем с анимационного фестиваля в Суздале - там мы показываем три фильма из наших архивов: некоммерческие показы пройдут во Владимирской области. "Королевство кривых зеркал", "Мио, мой Мио" и одна из сказок Александра Роу. На каждом фестивале мы будем вручать приз победителю, которого выберем из конкурсной программы.

После Суздаля будет "Кинотавр" - там будет самый кассовый наш фильм "Пираты ХХ века". Мы предполагаем специальный театрализованный показ - надеемся, что он будет интересен для публики. На Московском международном кинофестивале мы хотели бы сделать спецпоказы двух фильмов "Журналист" и "Доживем до понедельника" - те картины, которые как раз и получали призы на ММКФ. Это будет подано, как спецсобытие. Дальше - "Окно в Европу", "Амурская осень" и другие основные кинофестивали, проходящие в нашей стране.

На осень у нас запланированы два очень интересных мероприятия. Одно - совместно с РЖД: на всех вокзалах мы делаем выставку фотографий из архива киностудии. Выставка будет проходить два месяца: сентябрь - октябрь. И еще осенью мы хотим сделать в ГУМе выставку исторических костюмов. Это антикварные костюмы, нам предстоит их поставить в специальные витрины, потому что их нельзя зацепить и даже трогать. У нас будут платья XVIII века.

Но студия существует с XX века!

Сергей Зернов: Это исторические костюмы, которые выкупались у населения для съемок. И они у нас бережно хранятся в специальном хранилище. После выставки они будут представлены в музее, который мы организуем на нашей территории.

Основное мероприятие - мы хотим организовать вечер, посвященный столетию киностудии, в Театре Российской армии. Думаем, в какой форме он будет проходить, потому что хотим, чтобы это было не традиционное празднование, не архаичное, а интересное, мобильное, живое...

Постараемся собрать на этот вечер всех ветеранов, а также людей, которые работали на киностудии. Мы надеемся на помощь министерства культуры и сами планируем определенные расходы, которые можем себе позволить. Надеемся на возможных спонсоров, хотя время сейчас очень сложное.

И еще у нас есть договоренность с муниципальными кинотеатрами Москвы и области - о том, что мы показываем фильмы из "золотой коллекции" студии - для детей и семейного просмотра. Некоторые кинотеатры выступили с инициативой сделать детские праздники перед началом фильмов.

Этот вечер будет показан по телевидению для тех, кому не удастся туда попасть?

Сергей Зернов: Мы ведем переговоры с каналом "Культура" о возможном показе в осенней сетке фильмов из "золотой коллекции" киностудии. И, конечно же, если у нас праздник состоится, мы бы хотели, чтобы канал взял на себя его трансляцию. Потому что будут приглашены наши звезды, знаменитые актеры, режиссеры. Это будет интересно зрителям. Мы также готовим несколько вариантов роликов о студии, в них - отрывки из фильмов. Мы планируем эти ролики размещать перед показом фильмов из нашей "золотой коллекции" на кинотеатральных показах и на фестивалях.

А у вас есть любимый фильм из тех, что произведены на киностудии?

Сергей Зернов: Их много. В свое время самое сильное эмоциональное впечатление на меня произвел фильм "Аэлита". Это сам по себе кинопроект, который включает в себя массу новаций. А также большое количество фильмов, составивших нашу "Золотую коллекцию". И мы хотели бы, чтобы в год столетия напоминание о каждом из фильмов было.

Смотрю вашу "дорожную карту" и вижу, что уже к 2020 году...

Сергей Зернов: ...у нас запланирован выход на позиции современной российской студии по производству детского, семейного, неигрового кино и анимации.

Автор Сусанна Альперина