ru/ en
OPEN JOINT-STOCK COMPANY CREATIVE PRODUCTION ASSOCIATION «GORKY FILM STUDIO», 1915
Russia, 129226, Moscow, S. Eisenstein Street, 8

Кристофер Воглер: «Доверьтесь пути!»

Кристофер Воглер: «Доверьтесь пути!»

С 23 по 25 ноября 2013 года по приглашению киношколы Митты впервые в Москве провел свой семинар для сценаристов и писателей автор популярной книги «The Writer's Journey: Mythic Structure for writers» («Путь писателя: мифологическая структура для авторов») Кристофер Воглер. Это одна из самых популярных и важных книг по сценарному мастерству. Она оказала большое влияние на многих успешных писателей и сценаристов и впоследствии была переведена на восемь языков (к сожалению, русский в их число не входит).

Теория Воглера о путешествии, которое совершает главный герой любой истории, основывается на исследованиях Джозефа Кэмпбелла, известного специалиста по структуре мифов и автора книги «Тысячеликий герой». Воглер доработал кэмпбелловскую модель и адаптировал ее для кинематографистов. В своей книге Кристофер Воглер анализирует 12 этапов Пути героя, 8 главных архетипов персонажей, которых встречает главный герой во время своего путешествия, их роль в истории, стратегию вовлечения аудитории в повествование. Но ценность семинара Воглера заключается не в этом. Если внимательно изучить программу семинара, то можно сделать вывод, что участников ожидает то же самое, что прекрасно изложено в его книге (пережившей, кстати, уже три издания). Впору повторить известную фразу: «Так зачем платить больше?» На первый взгляд, трехдневный семинар Воглера «Мифологическая структура для сценаристов и писателей» не производит впечатления новизны, особенно на тех, кто уже знаком с идеями Джозефа Кэмпбелла и Владимира Проппа. Но лишь на первый взгляд. Чем дольше слушаешь о результатах изучения Воглером мифологической структуры истории, тем глубже проникаешься этими идеями и понимаешь, что все не так просто, как казалось изначально.

семинар Кристофера Воглера

Он рассказывает не только о герое создаваемого произведения, но и о пути писателя, который тот совершает в процессе написания сценария, что оказывается не менее важным. Написание сценария, по мысли Воглера,  - это временное освобождение из тюрьмы собственного «Я», когда можно попасть в совершенно новый мир и, получив новые яркие эмоции и впечатления, вернуться к собственной жизни. То же самое происходит с героем любой истории, который из обыденного мира попадает в особенный мир и, пройдя через испытания и трудности, возвращается в обыденный мир с «эликсиром» - новым опытом. Таким образом, история - это путешествие, но совершает его не только герой, но и писатель, при этом оба извлекают для себя уроки. В редких случаях удается добиться «пикового» переживания - опыта, который меняет направление жизни человека, и если это происходит, то это особенно ценно.

Самое главное, когда приступаешь к работе над сценарием - это намерение. Все начинается с него, поэтому нужно с самого начала сформулировать посыл и чего хочешь добиться, какой эффект сценарий должен произвести на зрителя, и исходя из этого, приступать к работе. Кристофер Воглер воодушевил участников семинара, дав им следующее напутствие: «Вы можете сделать это! Многие мои коллеги сказали бы: «В этой аудитории будущее успешного сценариста есть только у двоих из вас. Все остальные не смогут добиться поставленной цели». Я же категорически с этим не согласен. Шанс есть у каждого. Все зависит от желания и прилагаемых усилий».

семинар Кристофера Воглера

Импонирует и то, что Воглер очень уважительно говорит о коллегах-конкурентах. Рассказывая о собственной системе, он зачастую ссылался на других сценарных гуру, таких как Джон Труби, Линда Сегер, Ричард Кревелин (который, кстати, проведет свой семинар в Москве в середине декабря), отдавая должное вкладу в развитие сценарного мастерства каждого из них. Сам же семинар Воглер посвятил Сиду Филду, одному из известнейших гуру написания сценариев, который ушел из жизни 17 ноября 2013 года. Отсылая слушателей к работам коллег, он подчеркивал, что нужно учиться у многих учителей, не ограничиваясь лишь одной концепцией, а выбирая из предложенных вариантов тот, что подходит лично для тебя, и комбинировать подходы: «Если ваша история не соответствует шаблону, то меняйте шаблон, а не историю». Один из важных моментов семинара заключался в том, что в перерыве можно было подойти к гуру и задать вопрос, даже если он напрямую не относится к темам, поднимаемых во время мастер-класса. Для некоторых слушателей это оказалось очень ценной возможностью.

При этом ощущалось, что преподавательская деятельность для Воглера - это не просто способ заработать деньги, а то, что приносит истинное удовольствие. Каждому семинару он придает индивидуальность, подстраиваясь под потребности и особенности аудитории. Так, в данном случае это выражалось в том, что приводя примеры из собственной практики, он часто обращался к примерам из русской культуры (в свое время один семестр он посвятил изучению русского языка). Так, слушателей очень позабавила история о том, как Кристофер Воглер, работая на студии Disney, пытался продать им историю про Бабу Ягу. Помимо секретов писательского мастерства, Воглер дал и несколько советов относительно важности национальной идентичности при написании сценариев: «Не переставайте быть русскими! Это очень важно, потому что именно это делает вас особенными. Черпайте идеи и вдохновение из национального фольклора. Это придаст вашим историям особый колорит и уникальность».

семинар Кристофера Воглера

Рассказывая об архетипе Стражника, который тестирует представления героя о возможном и невозможном, он провел параллель с писателем, которого тормозит окружение, испытывающее его на прочность, ведь часто бывает так, что даже близкие люди призывают бросить «это неблагодарное дело и заняться чем-то более прибыльным». Так, Воглер акцентирует: «Может быть, сейчас вы не можете это сделать, но если вы действительно этого хотите, то однажды вы найдете способ. Следует учесть и то, что когда вы что-то пишете, вы не знаете, какой это произведет на других. Но это уже произвело эффект на вас, потому что оно больше не внутри».

В частной беседе, объясняя этот момент, Кристофер Воглер отметил, что именно по этой причине многие сценаристы, написав первый вариант сценария, начинают его ненавидеть. Это происходит потому, что они видят собственные мысли на бумаге, и на этот раз оценивают их совершенно по-новому, ведь писательство - это форма мышления. Опасно и стремление к совершенству в первом варианте сценария, ведь он никогда не бывает идеальным. Многие впадают в ступор и оказываются не в состоянии вообще что-то написать именно из-за заблуждения, будто бы сразу, с первого же варианта их сценарий будет хорош. Это разновидность гордыни, и ее следует избегать. «Даже хорошо, если первый вариант получится ужасным. Френсис Форд Коппола однажды сказал, что он сознательно стремится к тому, чтобы первый драфт был плохим, потому что так он обретает свободу и теперь может делать со сценарием все, что душе угодно. На начальном этапе работы над произведением стремление к совершенству может сослужить плохую службу, поэтому лучше приберечь его на потом», - резюмировал Воглер.

семинар Кристофера Воглера

Воглер также подчеркивает, что нужно вызвать у зрителя эмоциональный отклик. «Эмоции можно сравнить с баскетбольным мячом, который опускают в воду. Чем сильнее вы пытаетесь надавить на него, тем сильнее он вырывается наружу. И если его отпустить, то он с силой вынырнет из воды и взмоет в воздух». Именно этого эффекта на публику и следует добиваться - зрители не должны оставаться равнодушными, история должна их трогать, задевая определенные струны души. Воглер называет это вибрациями, подчеркивая: «Все дело в вибрациях! Мы, сценаристы, пытаемся улучшить вибрацию аудитории». На физическом уровне это выражается в воздействии истории на органы тела (определенные виды истории оказывают влияние на работу определенных органов). Для более четкого понимания гуру сформулировал «правило Воглера»: при чтении сценария (равно как и при просмотре фильма, поставленного по этому сценарию) должны быть задействованы как минимум два органа, иначе история не может считаться хорошей.

pic_4.jpg

Финальной фразой семинара стало следующее заявление Кристофера Воглева: «Доверьтесь пути!» Главное - продолжать движение, какие бы трудности и испытания ни подстерегали на каждом шагу. Ведь именно так можно прийти в финалу - написать свою собственную историю, которая однажды окажется на экранах.