Особое место в истории детско-юношеского игрового кинематографа занимает Киностудия Горького, которая отмечает в этом году свое 110-летие. Именно она первой в мире стала специализироваться на таких фильмах. В том числе здесь были экранизированы десятки любимых детворой книжек. Их герои искали правду, дружбу, мечту и переживали самые волнительные приключения. Экранизации произведений Аркадия Гайдара, Виталия Губарева и других писателей сформировали представление о жизни у поколений юных зрителей.
В фильме «Тимур и его команда» (реж. Александр Разумный, 6+) впервые появился экранный лидер подросткового возраста, который смог вдохновить школьников на добрые дела. Изначально героя звали Дункан, но по просьбе киностудии для постановки выбрали имя сына автора сценария Аркадия Гайдара — Тимур. После выхода картины по всей стране появились легендарные тимуровцы: ребята объединялись в добровольные команды для помощи пенсионерам, одиноким людям, работы в библиотеках и волонтерских отрядах. А одноименная книга Гайдара появилась уже после фильма и стала такой же популярной.
Картину «Чук и Гек» (0+), снятую по мотивам одноименного рассказа Аркадия Гайдара, можно назвать фильмом, по-настоящему вернувшим детство в отечественный кинематограф после Великой отечественной войны. В конце 1940-х годов детско-юношеское кино почти исчезло с экранов. И лента Ивана Лукинского стала символом возрождения жанра. Простая история о двух мальчиках в зимней тайге обрела особое признание, а также завоевала приз на Венецианском кинофестивале.
Знаменитый киносказочник Александр Роу впервые обратился не к фольклору, а к современной литературе для постановки фильма «Королевство кривых зеркал» (12+) по повести Виталия Губарева. Фильм стал визуально смелым ярким размышлением о взрослении и ответственности. В главных ролях снялись сестры Оля и Таня Юкины, их отобрали из 300 пар близнецов. Приключения Оли и её зазеркального двойника Яло стали невероятно популярными после выхода фильма на экраны, и она не ослабевала с годами. В 1985 году по мотивам картины в издательстве «Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства» вышел комикс.
Легендарная космическая дилогия Ричарда Викторова «Москва — Кассиопея» (0+) и «Отроки во Вселенной» (0+) рассказывает о подростках. Никакого литературного источника – оригинальный сценарий для юношеского фильма, что тогда было редкостью. Режиссер Ричард Викторов вдохновился фильмом Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» и решился на масштабный эксперимент в фантастическом жанре. В итоге поразил зрителей художественными решениями и спецэффектами. Сцене невесомости из «Москвы — Кассиопеи» позднее удивлялся Стивен Спилберг — ее снимали с помощью вращающейся трубы, в которую вмонтировали камеры. Изначально планировалась одна лента, но отснятого материала хватило и на сиквел, который стал культовым.
Музыкальную комедию «Приключения жёлтого чемоданчика» (0+) снял режиссер Илья Фрэз по одноименной повести Софьи Прокофьевой. Он увидел в лифте девочку, которая читала книгу, и сразу решил снимать мюзикл о необычном докторе и его «конфетах настоящей храбрости». Картина снималась в Москве и Таллине, разные роли в ней сыграли Наталья Селезнева, Татьяна Пельтцер, Евгений Весник и Рина Зеленая. Фильм получил приз Венецианского кинофестиваля.
По мотивам повести Юрия Томина «Шёл по городу волшебник» Михаил Юзовский снял фильм «Тайна железной двери» (0+). От литературного источника в картине осталась только основная сюжетная канва. Мальчик Толик случайно получает в свое распоряжение коробку волшебных спичек, исполняющих желания. Юные зрители с интересом следили, как он распорядится властью в обычных обстоятельствах в современном городе. Но самые интересные приключения начинались на острове Волшебника с участием поющего робота Балбеса.
На стыке научной фантастики и детского приключения, детский пятисерийный телефильм Павла Арсенова «Гостья из будущего» (6+) стал по-настоящему культовым для молодого поколения 1980-х годов. Снятый по мотивам повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд», он рассказывает о приключениях подростков во времени. Мальчик Коля случайно попадает в XXI век, и Алиса Селезнева появляется из прекрасного будущего. Песня композитора Евгения Крылатова на стихи поэта Юрия Энтина «Прекрасное далеко» до сих пор остается одним из самых ярких музыкальных номеров в отечественном детском кино.
Фильм Владимира Грамматикова «Мио, мой Мио» (0+), созданный вместе со шведскими кинематографистами, включал саундтрек от Бенни Андерссона и Бьорна Ульвеуса из группы ABBA. В картине роль Юм-Юма исполнил 13-летний Кристиан Бейл, впоследствии обладатель «Оскара», получивший звездный статус за роль Бэтмена в трилогии Кристофера Нолана «Темный рыцарь». В ленте был задействован и звезда «Звездных войн» и «Властелина колец» Кристофер Ли.
Детские фильмы из золотой коллекции Киностудии Горького «Слон и верёвочка» (1945), «Огонь, вода… и медные трубы» (1967), «Большое космическое путешествие» (1974), «Финист – Ясный сокол» (1975), «Там, на неведомых дорожках…» (1982), «Академия пана Кляксы» (1983), «Гостья из будущего» (1984), «Детство Бемби» (1985) и многие другие до сих пор смотрятся как честные, умные истории, в которых главный герой – ребенок. Эти картины дали начало традиции говорить с детьми на равных, без назидания и упрощения.
Сегодня Киностудия Горького продолжает эту традицию. В 2023 году на большие экраны вышел детский детектив «Чижик-Пыжик возвращается» (6+), первый с 1995 года фильм киностудии, адресованный юным зрителям. История о дружбе и взаимовыручке разворачивается на фоне современного Санкт-Петербурга. Пятиклассники Дана и Лёва смело отправляются на поиски украденного памятника Чижику-Пыжику. Главные роли в фильме исполнили дети – юные звезды Саша Бабаскина и Миша Мяло. Эпизодическую роль сыграла легендарная Светлана Немоляева, яркие образы создали Сергей Мигицко и Анвар Либабов.
В 2025 году киностудия планирует снять долгожданное продолжение советской дилогии о Петрове и Васечкине – фильм «Новейшие приключения Петрова и Васечкина в горах Кавказа» по мотивам одноименной книги Владимира Аленикова.