Экранизация одноименной пьесы Александра Володина была новым творческим опытом для режиссёра Павла Арсенова, впоследствии снявшего фантастический хит «Гостья из будущего». Фильм был нетипичным и для самой Киностудии, чьи знаменитые работы были известны благодаря детскому и героико-патриотическому жанру. В работе над этой лентой создатели обратились к лаконичному и почти театральному повествованию о распадающихся отношениях.
В год выхода фильма тема развода и эмоционального выгорания в браке по-прежнему не обсуждалась открыто. В театре пьеса шла с успехом и перенести ее на экран казалось своевременной задачей. Фильм встал в ряд очень отрезвляющих историй в кино, когда происходил закономерный перелом в обществе и отношении к семейному союзу как к форме благополучности.
Действие происходит в блеклых интерьерах советских квартир и ЗАГСа, где пары сидят в очереди и ждут, когда прозвучит их фамилия. В главных ролях — Ирина Алферова и Александр Абдулов, на момент съемок фильма актеры были супругами и впоследствии прошли через схожий сценарий расставания. Их диалоги в роли Мити и Кати разворачиваются вокруг молчаливого конфликта, неуверенности друг в друге и внешней оболочке брака, от которого сложно было отступить. В ролях еще одной супружеской пары, разводящейся в суде, снялись тоже реальные супруги – актеры Валерий Носик и Мария Стерникова, после съёмок фильма расставшиеся, как и их герои.
Народный судья по бракоразводным процессам в роли Руфины Нифонтовой выполняет важную задачу в фильме, голосом проговаривая неразумность отчаяния, надрыва со стороны женщин и их представления о разводе как о социальном крушении. Ее голос задает разумные вопросы: «Вас не любит. Зачем вам это надо? – «Ну дайте нам еще две недели» – с мольбой отвечает ей одна из героинь фильма.
Мужчины в этой истории отстаивают право на то, что брак – это не тюрьма, и убедительно говорят о том, что любовь не вернуть, даже если продолжать быть разумной и ласковой, интересоваться делами и волноваться за текущие дела супруга. Финальная сцена фильма подсветила главный мотив истории, символично озвучив то, что веяло в обществе 70-80-х годов. Она снята с больнице, где у героини Кати есть вымученная скромность по отношению к своей беде со здоровьем, и от равнодушия бывшего супруга к ее заботе о нем, случается нервный срыв. Бывший муж уходит, а она продолжает кричать, что скучает по нему.
Некоторые сцены, по задумке Арсенова, снимались скрытой камерой, чтобы поступки и эмоции героев выглядели наиболее реалистично. Оператором фильма стала Инна Зарафьян, до этого уже работавшая с Арсеновым на фильме «Король-олень». Музыку написал Евгений Крылатов.
Фильм вышел на экраны 7 июля 1980 года. В отличие от классических «Горьковских» фильмов, фильм «С любимыми не расставайтесь» стал сложной и заметной историей о тщетной попытке удержать любовь. Через сдержанность, с осторожностью, фильм говорит о вещах, которые зачастую табуированы, но многим знакомы: усталость, невозможность договориться, обида и открытый разговор об этом. Его посмотрело 20 с половиной миллионов зрителей и спустя 45 лет сцены из фильма по-прежнему смотрятся не как архаичный эпизод советской жизни, а наоборот, остаются универсальным символом честности людей по отношению друг к другу.
12+
Вернуться к списку новостей