все новости

Объявлена программа кинофестиваля «Мир знаний»

«Мир знаний» – масштабный проект на стыке науки и искусства, который исследует возможности перевода научного знания на язык кино. Главная миссия фестиваля – популяризация научного и исследовательского кино, создание новых возможностей самореализации для режиссеров и художников. Проект организован Киностудией им. М. Горького при поддержке Министерства культуры РФ.

Тема фестиваля

В Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ фестиваль рассказывает о том, что передают из поколения в поколение более 190 народов, проживающих на территории России. Тема фестиваля – «Вне времени и пространства». Так, в специальную программу вошли 8 картин о фольклористах, этнографах, филологах, традициях и праздниках, обрядах, народных промыслах и ремеслах. Кроме этого, в визуальном оформлении фестиваля были использованы старинные фотографии и уникальные шрифты, отсылающие к старообрядческим рисункам на ткацких поясах. Внимательное отношение к современным технологиям и культурной традиции определяет новый формат – в этом году «Мир знаний» стал фестивалем как научно-популярного, так и исследовательского кино.

Международный конкурс

В международный конкурс этого года вошли восемь фильмов из Аргентины, Бразилии, Германии, Дании, Израиля, Италии и России. По словам куратора международной конкурсной программы Александры Лавровой, все зарубежные фильмы – российские премьеры. Центральные темы сезона – восприятие человеком искусственного интеллекта и взаимовлияние человечества и природы. Важный факт, что фестиваль продолжает быть одной из центральных площадок России для демонстрации и обсуждения научного кинематографа со всего мира.

Картина Ивало Франка «Последний человек» посвящена тому, как 300 миллионов лет назад в Гренландии зародилась жизнь, и может завершиться здесь же в достаточно скором времени. В бразильском роуд-муви Лукаса Бамбоцци «Айронленд» героиня исследует, как добыча полезных ископаемых привела к катастрофе в одном из штатов. Израильский фильм Идо Гласса и Йоава Клейнмана «Стражи Мертвого моря» – захватывающая история о том, как иорданец, израильтянин и палестинец объединились в борьбе с экологической катастрофой. В картине «Свобода в квадрате» Анастасии Зверьковой молодой ученый отправляется в самую холодную точку Земли, чтобы понять, как меняется зрение человека в экстремальных условиях. В картине Коди Шихи «Сделать людей лучше» рассказывается о китайском докторе, изменившем генетическую структуру эмбрионов и том, к чему это привело. Андреа Дальпиан в фильме «Контакт» фиксирует жизнь двух волчат между волей и неволей – без слов, музыки и человека в кадре. В экспериментальной работе писательницы и режиссера Эбигейл Чайлд «Происхождение видов» изучаются этические аспекты создания роботов в американских и японских лабораториях. Фильмом открытия фестиваля станет одна из ожидаемых картин международной конкурсной программы, работа петербургского режиссера Ильи Желтякова «Вулкан блюз», посвященная полевым экспедициям на одном из самых опасных природных объектов мира.

Российский конкурс

В российскую программу «Мира знаний» вошли 8 фильмов, посвященных научному наследию СССР, взаимоотношениям человека и техники, которая создавалась для облегчения жизни людей, и нашей, часто пугающей, связи с природными явлениями.

В фильме Дидара Оразова «Прометей. Поэма казанского огня» историю советских конструкторов-авангардистов создают из архивных материалов и современной рефлексии о научном прошлом Казани. В документальном исследовании Михаила Оркина «Родом из Вавилона» показан элитный мир синхронных переводчиков, который уже сталкивается с будущим – машинным переводом. Герои фильма Родиона Чепеля «Бог из машины» – инженеры-кибернетики, с 1950-х работающие над расширением человеческих возможностей и передаче рутины искусственному интеллекту. В «16 способах изменить мир» режиссеры выбрали привлекательные изобретения Сколтеха. В картине Юлии Киселевой «Чип внутри меня» продолжается исследование возможностей техники — насколько опасны импланты, жизненно необходимые для людей с различными заболеваниями и где границы так называемого «мифа о чипировании»? В фильме Евгении и Максима Арбугаевых «Выход» проходит завораживающее наблюдение за тем, как деятельность человечества меняет жизненный цикл популяции моржей. В драме Евгении Каториной «Женя и Ваня на краю света» сотрудники метеостанции после шторма остаются наедине с собой и ландшафтом чуть дольше, чем предполагали. Также в рамках российского конкурса состоится премьера картины «Стадо 9» – работы, исследующей этнографическое измерение Якутии.

Жюри

По традиции в международном жюри смотра не только кинематографисты, но и представители научного сообщества. Оператор Александр Ильховский, кинорежиссер и продюсер документального кино, лауреат Государственной премии РФ Владимир Герчиков, сотрудник Лаборатории когнитивных исследований Высшей школы экономики и сотрудник Кафедры нормальной физиологии Университета им. И.М. Сеченова Антон Лукашевич и режиссер фильма «Кого люблю» Анна Бергер.

Программу российских фильмов фестиваля оценивает жюри популяризаторов науки. Начальник управления по пропаганде и популяризации научных достижений Сибирского отделения Российской академии наук Юлия Позднякова, ведущий телеканала «Наука», автор проектов «В погоне за чудом», «Не факт», «Научтоп», «Истории болезней», «Вечная энергия», «Фобии», автор документального фильма «Планета железяка» Алексей Егоров, палеонтолог, доктор биологических наук, профессор кафедры биологической эволюции биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, лауреат премии РАН за лучшую научно-популярную книгу об экологии Андрей Журавлев, старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук Наталия Никифорова и главный редактор интернет-портала Антропогенез.ру, популяризатор науки Александр Соколов.

Более подробную информацию о фильмах, программе и специальных событиях фестиваля читайте на сайте https://nauka.world

поделиться