ru/ en
OPEN JOINT-STOCK COMPANY CREATIVE PRODUCTION ASSOCIATION «GORKY FILM STUDIO», 1915
Russia, 129226, Moscow, S. Eisenstein Street, 8

History

Gorky Film Studio will celebrate its centenary in 2015.

The studio will prepare a lot of interesting events and activities to celebrate this remarkable date. We plan to create a studio museum, organize thematic exhibitions for pupils, master-classes for students of theater universities and excursions for those interested in Russian cinematography.

Cinema aroused much interest in Russia during the First World War, but for political reasons and because of the embargo rental of foreign films dropped sharply. This gave impetus to the development of the national film industry. 23 companies made films in Moscow. Among them was partnership Rus founded in 1915 by Kostroma merchant and Old Believer Mikhail Semenovich Trofimov.

In 1916 he built in Moscow on Butyrskaya Street a wooden pavilion and started regular filmmaking. The main theme was the adaptation of Russian classics. Directors, artists and actors came from the Moscow Art Theater.

When Aleksandr Akimovich Sanin came to Rus, he already was an experienced stage actor and director. His first film Dev’i Gory (1918) became the most popular adaptation in the Russian distribution. Next year, two adaptations of Rus film studio became an outstanding achievement. Films based on the novel by Leo Tolstoy Polikushka and Dmitry Merezhkovsky Tsarevich Aleksey received international recognition.

Mezhrabprom-Rus Film Company was established in 1924 on the basis of Rus film studio and International Workers Relief Agency film bureau. The studio has become a model of advanced technology and creative solutions both in Russia and Europe.

In 1924, Yakov Protazanov made the first science-fiction film Aelita. The scenery was created by Viktor Simov and costumes by Aleksandra Ester under the guidance of the famous Nadezhda Lamanova, whose name is closely associated with all the performances staged by Konstantin Stanislavsky.

The first international joint venture, the Soviet-German organization Mezhrabpomfilm was created in 1928 on the basis of reformed joint stock company Mezhrabpom-Rus. Apart from the other films, Yakov Protazanov made the famous Without a Dowry (1936) based on the play by Aleksandr Ostrovsky that year.

In 1936, after the collapse of the Communist International on the basis of Mezhrabpomfilm was organized Soyuzdetfilm. As far back as 1930 a suggestion to organize a children's film studio was made. But it was considered untimely. In 1936 came out the first motion pictures with Soyuzdetfilm label Ai-Gul and Three from one street.

In 1941-1943 the film studio was temporarily evacuated to Stalinabad. Questions about how to make Soyuzdetfilm an affiliate of Mosfilm was raised after the war.Then director Mark Donskoy appealed to Voroshilov: “The emblem of Soyuzdetfilm gained worldwide recognition thanks to my trilogy about Gorky. Nowhere in the world there is a children's film studio, but we have it. Are you going to close it?" Voroshilov listened to the director’s opinion and decided to persuade Stalin not to close the studio. He said: "Well, if the famous trilogy was filmed there, let us assign this studio Gorky's name and leave it in peace".

In 1948, it was renamed into the Gorky Film Studio.

In 1963 – 2003, the studio was known as the Central Studio of Children’s and Youth Films named after Maksim Gorky.

On December 4, 2003, the studio was corporatized and received a new name - Open Joint Stock Company Creative and Production Association Central Studio of Children’s and Youth Films named after M. Gorky.

More than 1000 films were created over the years of studio’s existence. They were focused on different categories of domestic moviegoers.
Among these films one can find leaders of domestic distribution:
  • And Quiet Flows the Don by Sergey Gerasimov (1957) — 47 million viewers;

  • Officers by Vladimir Rogovoy (1971) — 53.4 million viewers;

  • The Dawns Here Are Quiet by S. Rostotsky (1973) — 66 million viewers;

  • As well as the most successful in the history of the Soviet, post-Soviet and Russian cinematography film by Boris Durov Pirates of the 20th Century (1979) — 98 million viewers.

The most popular in the history of domestic television film series were filmed at Gorky Film Studio: Seventeen Moments of Spring (Yulian Semenov and Tatyana Lioznova, 1973). Also, a lot of other well-known films were made here: I'm Twenty Years Old by Marlena Hutsieva, Three Poplars at Plyushchikha Street by Tatyana Lioznova, The Commissar by Aleksandra Askoldova, Pechki-Lavochki by Vasily Shukshin and others.

Films of different genres were created here owing to the application of new technical solutions. These are science-fiction film Aelita (1924), co-production film Salamandra (1928), sound film Voucher for Life (1931), musical film Harmonica (1934), color film Grunya Kurnakova (1936), sound animated film With a Wave of a Wand (1938).In 1941, a stereoscopic film for viewing which cinemagoers did not need to use special glasses was created here, and in 1975 appeared children's comic magazine Eralash.

Here made their first appearance on the stage:

Directors:

V. Pudovkin, Yu. Zhelyabuzhskiy, B. Barnet, N. Ekk, I. Savchenko, A. Rou, I. Frez, S. Rostotskiy, Yu. Egorov, T. Lioznova, L. Kulidzhanov, Ya. Segel’, B. Buneev, V. Shukshin, Yu. Shvyrev, B. Grigoriev, I. Gurin, I. Magitov, A. Askol'dov, P. Lyubimov, P. Arsenov, G. Oganesyan, V. Grammatikov, Yu. Kara, V. Pichul, A. Eshpay, etc.

Operators:

A. Golovnya, P. Ermolov, M. Magidson, B. Rapoport, S. Urusevskiy, M. Pilikhina, M. Kirillov, etc.

Actors:

N. Batalov, I. Il'inskiy, A. Ktorov, N. Kryuchkov, Yu. Solntseva, O. Zhizneva, V. Baranovskaya, G. Kravchenko, A. Sudakevich, V. Maretskaya, Z. Fedorova, N. Alisova, N. Mordyukova, S. Gurzo, I. Makarova, V. Tikhonov, S. Bondarchuk, M. Ulyanov, Zh. Bolotova, L. Hityaeva, A. Shengelaya, N. Eremenko, N. Belokhvostikova, K. Lavrov, A. Zharkov, N. Zashchipina, S. Nikonenko, O. Ostroumova, I. Sklyar, N. Negoda, A. Klyuka, etc. At the studio worked such famous directors as: Ya. Protazanov, V. Legoshin, I. Annenskiy, M. Donskoy, L. Kuleshov, S. Jutkiewicz, L. Lukov, S. Gerasimov , M. Hutsiev, V. Shukshin, etc.

Today the studio has a mobile structure that enables it to carry out a full cycle of film production works.
Gorky Film Studio also sells films in Russia and abroad through all distribution channels.

ru/ en
АО ТПО Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького
Москва, ул. С. Эйзенштейна, 8

История киностудии имени Максима Горького.

В 2015 году Киностудия имени М. Горького отпразднует свой столетний юбилей.

К этой знаменательной дате киностудия готовит массу интересных событий и мероприятий. Планируется создать музей студии, организовать тематические выставки для школьников, мастер-классы для студентов театральных ВУЗов и экскурсии для всех, кому близка и интересна тема российского кинематографа.

В годы первой мировой войны интерес к кинематографу был чрезвычайно велик, но по политическим причинам и из-за введённого эмбарго прокат иностранных фильмов в России резко сократился. Это дало толчок к развитию национального кинопроизводства. Только в Москве снимали фильмы 23 компании. Среди них и товарищество «Русь», основанное в 1915 году костромским купцом-старовером Михаилом Семеновичем Трофимовым.

В 1916 году он поставил в Москве на Бутырской улице деревянный павильон и начал регулярное кинопроизводство. Главной тематикой стала экранизация русской классики, а режиссеры, художники и актеры пришли из Московского художественного театра.

Так, Александр Акимович Санин пришел в «Русь» уже опытным театральным актером и режиссером. Первый же его фильм «Девьи горы» (1918) стал самой популярной постановкой года в русском прокате. Выдающимся достижением ателье «Русь» в следующем году стали две экранизации, получившие мировое признание: фильмы по повести Льва Толстого «Поликушка» и по роману Дмитрия Мережковского «Царевич Алексей».

В 1924 году на базе киноателье «Русь» и кинобюро Общества Международной рабочей помощи создается кинокомпания «Межрабпром-Русь». Студия стала образцом передовых технологических и творческих решений, как в России, так и в Европе. В 1924 году Яковом Протазановым был снят первый фантастический фильм «Аэлита» в декорациях Виктора Симова, с костюмами Александры Эстер, выполненными под руководством знаменитой Надежды Ламановой, имя которой тесно связано со всеми постановочными спектаклями Константина Сергеевича Станиславского.

В 1928 году на основе расформированного акционерного общества «Межрабпом-Русь» была создана советско-германская организация «Межрабпомфильм» - первое совместное международное предприятие. Среди прочих фильмов, в эти годы Яков Протазанов снял знаменитую «Бесприданницу» (1936) по одноименной пьесе Александра Островского.

В 1936 году на базе «Межрабпомфильм», после распада Коминтерна, был организован «Союздетфильм». Ещё в 1930 году было выдвинуто предложение организовать студию детских фильмов. Но его сочли преждевременным. В 1936 году на экраны страны выходят первые картины с маркой «Союздетфильма» — «Ай-Гуль» и «Трое с одной улицы».

В 1941—1943 гг. киностудия была временно эвакуирована в Сталинабад. После войны был поднят о том, чтобы сделать Союздетфильм филиалом Мосфильма. Но режиссер Марк Донской обратился к Ворошилову: «Эмблема «Союздетфильма» получила мировое признание благодаря моей трилогии о Горьком. Нигде в мире нет студии детского кино, а у нас есть. Неужели же вы её закроете?» Ворошилов прислушался к мнению режиссера и решил уговорить Сталина не закрывать студию. Тот ответил: «Ну, раз там знаменитая трилогия была снята, то давайте присвоим студии имя Горького и оставим её в покое».

В 1948 году была переименована в «Киностудию им. М. Горького».

С 1963 г. по 2003 г. студия называлась «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького».

4 декабря 2003 года киностудия была акционирована, получив новое название – «Открытое Акционерное Общество Творческо-Производственное Объединение "Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького"».

За годы существования киностудии было создано более 1000 фильмов, ориентированных на самые разные категории отечественных кинозрителей.
Среди них фильмы - лидеры отечественного проката:
  • «Тихий Дон» Сергея Герасимова (1957) — 47 млн. зрителей;

  • «Офицеры» Владимира Рогового (1971) — 53,4 млн. зрителей;

  • «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого (1973) — 66 млн. зрителей;

  • А также самый кассовый за всю историю советского, постсоветского и российского кинематографа фильм Бориса Дурова «Пираты ХХ века» (1979) — 98 млн. зрителей.

На киностудии им. М. Горького был произведен самый популярный за всю историю отечественного телевизионного кино сериал - «Семнадцать мгновений весны» (Юлиан Семенов и Татьяна Лиознова, 1973), а также многие другие известные фильмы, такие как: «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева, «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой, «Комиссар» Александра Аскольдова, «Печки-лавочки» Василия Шукшина и другие.

Здесь, с применением новых технических возможностей, впервые в нашей стране, были созданы художественные фильмы различных жанров: фантастический - "Аэлита" (1924 г.), совместного производства "Саламандра" (1928 г.), звуковой - "Путевка в жизнь" (1931 г.), музыкальный - "Гармонь" (1934 г.), цветной - "Груня Корнакова" (1936 г.), звуковая киносказка "По щучьему велению" (1938 г.). Здесь в 1941 г. создали стереоскопическое кино, для просмотра которого не требуются специальные очки, а в 1975 г. появился детский юмористический журнал "Ералаш".

На Киностудии дебютировали:

Режиссеры:

В. Пудовкин, Ю. Желябужский, Б. Барнет, Н. Экк, И. Савченко, А. Роу, И. Фрэз, С. Ростоцкий, Ю. Егоров, Т. Лиознова, Л. Кулиджанов, Я. Сегель, Б. Бунеев, В. Шукшин, Ю. Швырев, Б. Григорьев, И. Гурин, И. Магитов, А. Аскольдов, П. Любимов, П. Арсенов, Г. Оганесян, В. Грамматиков, Ю. Кара, В. Пичул, А. Эшпай и др.

Операторы:

А. Головня, П. Ермолов, М. Магидсон, В. Рапопорт, С. Урусевский, М. Пилихина, М. Кириллов и др.

Актеры:

Н. Баталов, И. Ильинский, А. Кторов, Н. Крючков, Ю. Солнцева, О. Жизнева, В. Барановская, Г. Кравченко, А. Судакевич, В. Марецкая, З. Федорова, Н. Алисова, Н. Мордюкова, С. Гурзо, И. Макарова, В. Тихонов, С. Бондарчук, М. Ульянов, Ж. Болотова, Л. Хитяева, А. Шенгелая, Н. Еременко, Н. Белохвостикова, К. Лавров, А. Жарков, Н. Защипина, С. Никоненко, О. Остроумова, И. Скляр, Н. Негода, А. Клюка и др. В разное время на студии работали такие прославленные режиссеры как — Я. Протазанов, В. Легошин, И. Анненский, М. Донской, Л. Кулешов, С. Юткевич, Л. Луков, С. Герасимов, М. Хуциев, В. Шукшин и др.

Киностудия обладает мобильной структурой, которая дает ей возможность осуществлять полный цикл кинопроизводства.
Фильмы киностудии имени Горького реализуются в России и за рубежом через все каналы дистрибуции.