Без сказки нет детства

Без сказки нет детства

А вы знали, что слово «сказка» первоначально имело иной смысл? До XVII века в русском языке так называли нечто достоверное. Но позже слово изменило смысл на противоположный, и с тех пор «сказка» — это повествовательный жанр, который считается вымыслом. Возможно, те «сказки»-показания, которые произносились при сделках в древней Руси, были настолько неправдоподобны, что «сказка» стала выдумкой.

«Без сказки нет детства!» — эта крылатая фраза сопутствовала творчеству сказочников Киностудии имени М.Горького. Причём сказка на экране рассказывалась по-разному. Кинематографисты снимали истории комедийного и сатирического плана, высмеивающие лень, стяжательство и алчность. В других фильмах звучала патриотическая тема безграничной любви к Родине, верности воинскому долгу и сердечным привязанностям. Не обходилось и без экранизаций русской сказочной классики.

В 1936 году на ликвидированном по политическим соображениям «Межрабпомфильме» появилась детская киностудия «Союздетфильм». Споря с коллегами о том, какими должны быть сценарий детского фильма и советская киносказка, режиссёр Александр Роу решает обратиться к безграничной фольклорной традиции Советского Союза.

Александр Роу — первооткрыватель русской народной сказки в кино. Режиссёр безоглядно посвятил себя развитию этого жанра и сформировал традицию фольклорного киноязыка. Роу снял 16 киносказок, ставших классикой и «золотым фондом» отечественного кинематографа.

Сегодня чудеса на экране стали привычным и повседневным явлением. Да и жизнь быстро обгоняет сказку. И всё же до сих пор, во время просмотра старых фильмов-сказок, мы испытываем удивление и восторг — причём не только дети, но и искушённые взрослые зрители, которым давно очевидно, что чудес не бывает.

Сказка — универсальное средство общения родителей и детей. Выставка сказочного костюма позволит взрослым оживить детские воспоминания, а детям — познакомиться с лучшими сказочными фильмами нашего кинонаследия.



Видеотур выставки

Костюм Васи
1967
Полушубок Настеньки
1964
Костюм Ивана
1964
Платье Дьячихи Прасковьи
1969
Кафтан Главнейшего церемониймейстера
1963
Королевская мантия
1963
Кафтан Наиглавнейшего церемониймейстера
1963
Костюм школьницы
1963
Костюм пажа
1963
Костюм Марфуши
1964
Костюм атамана разбойников
1964
Костюм Ивана
1964
Костюм Царя
1967
Костюм придворного Царства лести
1967
Одеяние Царя Еремея
1969
Кафтан Царя Еремея
1969
Костюм Картауса
1975
Кольчуга дозорного
1975
Костюм шаха Бабадура
1985
Костюм ключницы Варвары
1985
Костюм Кащея Бессмертного
1985

Мастера перевоплощения

Художник по костюмам, сродни сказителю, изобретает образ героя, учитывая его душевные и психологические качества. И лишь переодевшийся в костюм актёр позволяет литературному герою перевоплотиться в яркий экранный образ.

Художник определяет характер, черты лица, причёску, отличительные особенности фигуры, жесты и мимику, передающие определённые состояния героя. Создавая цветовую палитру, он продумывает каждый цветовой всплеск и решает, каким образом костюм поможет усилить характер каждого персонажа.

Если на костюмы в фильме никто не обращает внимания, это значит, что художник хорошо выполнил свою задачу. То есть внешний образ стал неотъемлемой частью целостного образа персонажа. При этом важность костюма не стоит недооценивать: от того, как легка складка, часто зависит отношение зрителя к экранному герою. Ведь нет плохих фильмов с хорошими костюмами, и, наоборот, плохие костюмы — неотъемлемый атрибут посредственного фильма.

Художник по костюмам — уникальная профессия, где плотно переплетаются история моды, швейное ремесло и социальные науки. В своей работе художники, прежде всего, опираются на глубину и сложность психологического анализа человеческой природы, рассказывая нам истории, сотканные из ткани, бисера, парчи и вышивки. Заметнее всего это становится в работе над удивительными сказочными образами.

Коллекция костюмов к фильмам-сказкам киностудии имени Горького наполнена артистизмом талантливых актёров, а их эстетическое многообразие и красота свидетельствуют о безграничных возможностях художественного языка искусства костюма и высочайшем мастерстве всех участников съёмочного процесса.

Этапы работы художника по костюмам в кино:

В кино художник по костюму отвечает за создание образа персонажей. Он ведёт образ героя от первого эскиза до финального кинокадра. Разработка визуального образа для одного фильма занимает до нескольких месяцев, что включает в себя не только концептуальную часть, но и непосредственный пошив. Традиционный порядок работы выглядит следующим образом:

1. Чтение сценария. Первое знакомство с литературными типажами и выстраивание первичных образов героев.

2. Разработка референсов и эскизов. Начиная работать над фильмом, художник по костюму собирает «горы» визуального материала. Подбираются визуальные референсы, которые послужат эмоциональной основой для будущего костюма. Обычно художник по костюму ассоциирует каждого персонажа с тканью определённого цвета, фактуры и рисунка. Каждое из этих свойств должно отражать характер героя. Иногда референсами могут быть даже музыкальные произведения или природные объекты. Художник создаёт эскизы — первый этап в работе. Далее необходимо убрать то, что мешает, добиться тех незаметных с первого взгляда мелочей, которые наполняют костюм жизнью, делают его не просто одеждой, а характером, создают биографию героя.

3. Работа с режиссёром и художником-постановщиком. Обсуждение и утверждение эскизов, тщательная проработка персонажей и их внешнего облика.

4. Первые актёрские пробы. Чаще всего, первоначально актёры одеваются в «подбор» — готовые костюмы из запасников киностудии, которые должны быть максимально близки к внешнему виду героя. Так начинает формироваться финальный образ персонажа.

5. Поиск материалов. Кажется, нет ничего сложного в подборе материала для изготовления кинокостюма, но законы, применимые в пошиве повседневной и модной одежды, в кино зачастую не работают. Рамки бюджета вносят свои коррективы, и художники вынуждены искать нестандартные решения — использовать искусственные материалы, недостатки которых «скрадываются» светом, камерой или цветокоррекцией. Подобные задачи значительно расширяют палитру художественных средств искусства костюма.

6. Пошив изделий. Большинство костюмов для актёров второго плана и массовки берутся из «подбора» (но нередко видоизменяются — искусственно состариваются, подгоняются по размеру и т.д.), но костюмы главных героев почти всегда шьются специально под проект. Пошив осуществляется в пошивочном цехе киностудии или театральных мастерских.

7. Примерка готовых костюмов. На данном этапе художник и режиссёр встречаются с актёрами и создают окончательные образы героев. Разрабатываются нужные позы в соответствии с манерами и фактурами конкретных актёров. Бывают случаи замены актёра прямо перед съёмками, и тогда костюм приходится перешивать.

8. Съёмочный процесс. Чаще всего художник по костюму и его ассистенты присутствуют на площадке во время съёмки. Крайне важно, чтобы костюмы правильно сидели на актёрах, а манера держаться и вести себя в костюме соответствовала образу и социальному положению персонажа. Экран — это конечная цель, строгая оценка результатов труда художника.

9. После съёмок. Судьба костюмов для кино по завершении съёмок неоднозначна. Часто они попадают в «подбор» для будущих лент, иногда уничтожаются. Отдельные вещи могут остаться у художников. Киностудия имени Горького бережно хранит коллекцию уникальных костюмов, проводя своевременную реставрацию изделий и соблюдая правила хранения предметов, что позволяет организовывать выставки и воссоздавать любимые кинообразы в экспозиционном пространстве.